- невнятная речь;
- замена слов жестами;
- отказ от общения как способа взаимодействия;
- ограниченный словарный запас (менее 300 слов).
Часто вышеперечисленные симптомы сопровождаются трудностями с жеванием и проглатыванием пищи. Таким образом, при задержке речевого развития у ребёнка раннего возраста наблюдается отсутствие или очень ограниченное использование собственной речи. То есть ребенок мало говорит, либо не говорит вовсе. При этом он понимает обращенную речь, эмоционально реагирует на происходящее.
Бывает, что помимо задержки речевого развития, у ребёнка обнаруживается отставание в развитие других высших психических функций – мышления, памяти, внимания и восприятия, а также в развитии эмоциональной сферы. Малыш испытывает сложности в понимании речи других людей, плохо запоминает информацию, медленно приобретает новые навыки, не может удерживать внимание больше 1 минуты, не удерживает контакт глаз, проявляет гиперактивность, чрезмерно подвижен и общителен, либо, напротив, ведёт себя замкнуто. Сочетание этих симптомов специалисты называют задержкой психического развития (ЗПР), либо если ярко выражено отставание в речевом развитии – задержкой психоречевого развития (ЗПРР).
При обнаружении вышеперечисленных симптомов, необходимо обратиться за квалифицированной помощью. Для постановки точного диагноза, ребёнка должны осмотреть несколько специалистов, в первую очередь – невролог, психолог, логопед, дефектолог, а также ЛОР-врач.
При своевременной диагностике и комплексной коррекции, а также при внимательном отношении и участии родителей удается достичь хороших результатов.
Терра Пи