- Тревожные и фобические расстройства у детей могут возникать по различным причинам.
- Один из основных факторов — генетическая предрасположенность. Если у родителей есть история тревожных расстройств, вероятность их появления у ребенка возрастает.
- Огромную роль играет, а часто и становится триггером, окружающая среда. Дети, выросшие в стрессовых условиях — а это могут быть частые конфликты в семье, пребывание в закрытом до- и школьном учреждении — как правило более уязвимы к формированию тревожных расстройств.
- Психическая травма, например, отсутствие или потеря близкого человека, также может способствовать развитию фобий.
- Важным аспектом является и стиль воспитания: чрезмерная опека, неадекватно высокий уровень требований со стороны родителей иногда приводят к развитию низкой самооценки и повышенному уровню тревожности.
- Наконец, наличие каких-либо стереотипов в обществе может формировать у ребенка ненужные страхи, что также повышает уровень тревожности.
Психологические факторы, например, когнитивные искажения («Если я ошибся — я глупый») и негативные установки («Я никому не нужен»), способствуют формированию иррациональных страхов. Социальная среда играет роль в модуляции этих процессов. Взаимоотношения с родителями, сверстниками и учителями могут усиливать или ослаблять существующие тревожные реакции. В результате взаимодействие этих факторов создает сложную картину тревожного состояния. Лечить такое состояние необходимо с помощью комплексного подхода.
- Генерализованное тревожное расстройство (ГТР). Характеризуется постоянной и чрезмерной, часто безосновательной, тревогой по поводу различных ситуаций. Может вызывать физические симптомы, такие как напряжение и бессонница.
- Социальная фобия. Одна из наиболее распространенных форм тревожного расстройства. Проявляется иррациональным страхом перед общественными ситуациями. Дети с социальной фобией часто избегают общения с другими людьми, что приводит к социальной изоляции.
- Специфические детские фобии. Включают боязнь определенных объектов или ситуаций, например высоты, темноты или животных. Они могут сильно ограничивать жизнь ребенка и вызывать интенсивную тревогу.
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Развивается после травматических событий и проявляется флэшбэками (повторяющимися воспоминаниями о событии), проблемами со сном и раздражительностью, что затрудняет адаптацию ребенка к окружающей среде.
- Тревога из-за разлуки. Характерна для малышей, дошкольников. Она связана со страхом перед разлукой с родителями и может возникать как до, так и после расставания. В последующем может приводить к сильному психоэмоциональному напряжению при попытке взрослого уйти.
Эмоционально ребенок испытывает постоянную тревогу, страх или беспокойство, ощущая себя напряженным и неуверенным. Телесные проявления мимикрируют под боль в сердце или аритмию. Ребенок потеет, бледнеет, жалуется, что у него болит голова и живот.
Тревога приводит и к поведенческим изменениям: избеганию социальных взаимодействий, отказу от участия в общественных мероприятиях и излишней зависимости от родителей. Нередки случаи плача и капризов, когда ребенок сталкивается с ситуациями, вызывающими страх.
Раннее распознавание симптомов тревожного расстройства способствует более эффективной помощи.
- Развитие депрессии. Чувство постоянного напряжения и беспокойства может ухудшить общее эмоциональное состояние.
- Снижение успеваемости. Нервозность, страх часто создают трудности с концентрацией, усвоением нового материала, ограничивают активность на уроках.
- Нарушение сна. Частые беспокойства и страхи могут привести к бессоннице, что негативно скажется на общем состоянии здоровья ребенка. В свою очередь недостаток сна сам по себе может усугубить состояние тревожности и снизить способности к обучению и концентрации, то есть усугубить другие осложнения.
- Социальная изоляция. Расстройства могут вызывать страх перед взаимодействием с другими людьми.
- Сопутствующие состояния. У дошкольников и школьников с тревожностью нередки расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия).
- Первичный сбор информации. Проведение детального интервью с родителями и ребенком для выявления симптомов тревоги, оценка истории болезни и жалоб.
- Психологическое тестирование для оценки уровня тревожности.
- Выявление возможных триггеров, вызывающих страх, напряжение у ребенка.
- Формирование диагноза в соответствии с критериями диагностических руководств.
На основе полученных данных специалист разрабатывает индивидуальный план коррекции тревожного расстройства. Врач всегда обсуждает с родителями и самим маленьким пациентом возможные терапевтические методы, включая психотерапию, медикаментозное лечение или комбинацию обоих подходов.
Кроме этого, необходимо принять и другие меры.
- Обратитесь к профессионалам. Лечить расстройства адаптации должны помогающие специалисты, знающие, как это делается. Помощь детско-подростковых психологов — это, прежде всего, подбор эффективных стратегий коррекции с учетом личных особенностей ребенка.
- Обучение стратегиям саморегуляции. Изучите сами и научите ребенка дыхательным техникам и методам релаксации для использования в моменты психоэмоционального напряжения.
- Метод десенсибилизации. Это постепенное введение ребенка в пугающие ситуации под контролем профессионала. Такая техника помогает ребенку акклиматизироваться к своим страхам.
- Физическая активность. Регулярные физические нагрузки помогут снять эмоциональное напряжение. Поощряйте ребенка заниматься тем, что ему нравится, чтобы повысить его эмоциональный фон и снизить тревожность.
Эти шаги могут существенно облегчить состояние малыша или подростка, помочь ему справиться с тревожными, фобическими состояниями.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает детям осознать и изменить негативные мысли и связанное с ними поведение. На занятиях ребенок через постепенное привыкание к пугающим стимулам учится справляться с ситуациями, вызывающими страх, что способствует снижению симптомов.
- Эффективные терапевтические техники — арт-терапия и игровая терапия, которые позволяют детям выразить свои эмоции и страхи в безопасной обстановке.
- В некоторых случаях может быть рекомендована медикаментозная поддержка. Применение антидепрессантов или анксиолитиков осуществляется только под строгим контролем специалистов. Если родитель принимает решение лечить своего ребенка с помощью медикаментозной терапии, психолог будет поддерживать его в поиске информации, поможет понять особенности действия лекарств.
Поддержка родителей, создание безопасной и стабильной среды в семье играют ведущую роль в выздоровлении пациента. Способность выслушать без критики рассказ ребенка о переживаниях, совместные занятия, игры, любое позитивное взаимодействие помогают снизить уровень дезадаптации и обеспечить ребенку чувство безопасности.
Специалисты клиники «Терра Пи» оказывают помощь при разных видах тревожных расстройств, помогают справляться с фобиями, возникающими у людей любого возраста, в том числе детей. Записаться к нашим психологам, уточнить цены, можно по телефону или через форму связи на сайте.