- Недостаточная сформированность (незрелость) высших психических функций, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление;
- Системные нарушения устной речи, вследствие органических поражений отдельных структур мозга;
- Задержка речевого и психического развития ребёнка. Этому, как правило, предшествуют:
- неблагоприятные факторы в период внутриутробного развития (наличие гипоксии плода или заболеваний матери в период беременности);
- перенесенные ребёнком заболевания в первые три года жизни;
- неблагоприятные социальные факторы, такие как педагогическая запущенность (когда с ребенком не занимаются, вплоть до поступления в школу), а также раннее (и не корректное) обучение чтению и письму, без учёта возрастных и физиологических особенностей ребёнка.
Выявить нарушения, которые станут причиной возникновения дислексии и дисграфии можно уже в возрасте 5 – 5,5 лет.
Профилактикой дислексии и дисграфии являются занятия с нейропсихологом. Эти занятия включают:
- развитие зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, двигательных реакций и графических умений;
- развитие психических функций: восприятия, внимания, памяти, воображения;
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие эмоционально-волевой сферы: мотивации к учебной деятельности, усидчивости и т.д.;
- развитие всех сторон устной речи.
Если же данные нарушения обнаружены в школьном возрасте, то необходимо выявить, какой вид дислексии или дисграфии у ребёнка и на этой основе строить коррекционные занятия.
При грамотном подходе можно добиться хороших результатов: скорректировать имеющиеся проблемы в освоении письма и чтения, а также повысить самооценку ребенка и его мотивацию к обучению.