Память — одна из ключевых функций мозга, которая позволяет человеку сохранять и воспроизводить информацию. У детей нарушения памяти могут проявляться в виде трудностей с запоминанием новых и с вызовом уже известных данных. Такие состояния могут развиваться из-за органических поражений головного мозга, генетической предрасположенности, стрессовых факторов или неправильного воспитания.
Основные виды нарушений памяти
-
Гипомнезия, снижение способности к запоминанию. Может выражаться в трудностях с усвоением учебного материала, забывании простых вещей, неспособности запомнить имена людей или события.
-
Амнезия, потеря памяти. Чаще возникает после травм головы или серьезных заболеваний нервной системы и проявляется в полной утрате определенных периодов времени из памяти.
-
Парамнезии, искажение воспоминаний. Характеризуются ложными воспоминаниями или смешиванием реальных событий с вымышленными.
Диагностика нарушений памяти включает нейропсихологическое тестирование, беседы с ребенком и родителями, а также наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях.
Мышление и когнитивные функции играют ключевую роль в процессе обучения и социализации ребенка. Нарушения мышления проявляются в виде замедленного темпа мыслительной активности, трудностей с решением задач, сложностей в понимании сложных концепций и логических связей между событиями.
Когнитивные дисфункции могут быть вызваны различными причинами:
-
врожденные аномалии развития мозга;
-
травмы головы;
-
хронические заболевания;
-
воздействие токсичных веществ;
-
неблагоприятные социальные факторы.
К распространенным видам расстройств мыслительных и когнитивных функций относятся:
-
Задержка психического развития, ЗПР. Характеризуется темповым, то есть компенсируемым отставанием в развитии познавательных способностей, затруднениями в обучении и социальной адаптации.
-
Интеллектуальная недостаточность. Связана с низким уровнем интеллекта, который мешает ребенку справляться с обычными задачами без специальной поддержки.
Диагностика нарушений мышления и когнитивных функций проводится с помощью специальных тестов, направленных на оценку уровня интеллекта, скорости обработки информации, способности к абстрактному мышлению.
Внимание — это способность выделять и обрабатывать информацию. Оно играет важную роль в процессе обучения и взросления, помогает ребенку сосредоточиться на учебе и важных задачах. Нарушения внимания проявляются в разных формах и степенях тяжести, но все они негативно влияют на учебную деятельность и социализацию ребенка.
-
СДВГ. Этот диагноз ставят детям, которые испытывают трудности с удержанием внимания, легко отвлекаются, проявляют повышенную двигательную активность и имеют проблемы с самоконтролем.
-
Нарушения восприятия. Эта особенность мешает ребенку адекватно воспринимать окружающую реальность и часто приводит к трудностям в обучении и общении. Нарушения восприятия у детей могут касаться как зрительных, так и слуховых процессов.
-
Нарушения зрительного восприятия. При них ребенок не способен правильно интерпретировать увиденное. Такое состояние называют агнозия. Например, ребенок не узнает знакомые ему предметы, даже если он видит их четко. Пространственная агнозия — нарушение зрительного восприятия, связанное с проблемами ориентации в пространстве. Цветовая агнозия проявляется в трудностях с различением цветов.
-
Нарушения слухового восприятия. Дети могут испытывать сложности с восприятием речи, музыки или других звуков. Например, нарушение слухового восприятия в виде фонематической глухоты означает, что ребенок не может различать отдельные звуки речи. Это серьезно затрудняет общение, особенно в шумной обстановке.
Диагностика нарушений восприятия включает специальные тесты, направленные на оценку зрительно-пространственных и слуховых функций, а также наблюдения за поведением ребенка в различных ситуациях.
Для успешного лечения и коррекции дефицита высших психических функций у детей мы используем разнообразные подходы, среди которых:
-
Медикаментозная терапия. Применение лекарств может помочь улучшить работу мозга и снизить симптомы некоторых расстройств.
-
Психотерапия. Индивидуальные и групповые сеансы с психологом способствуют развитию навыков самоконтроля, концентрации внимания и улучшению эмоционального состояния.
-
Коррекционные занятия. Специальные программы, разработанные специалистами, направлены на развитие памяти, мышления, внимания и восприятия через игровые и образовательные методики.
-
Поддержка педагогов. Совместная работа с учителями и дефектологами помогает адаптировать учебный процесс под потребности конкретного ребенка.
-
Социальная адаптация. Участие в коллективных мероприятиях и играх, общение со сверстниками способствует развитию социальных навыков.
-
Семейная терапия. Включение родителей в лечение и коррекционные занятия создает благоприятную атмосферу дома и укрепляет отношения с ребенком.
Если вы замечаете, что ребенок испытывает трудности с памятью, вниманием, мышлением или восприятием, то можете обратиться за профессиональной помощью в клинику «Терра Пи» в Красногорске. Своевременная коррекция нарушений помогает раскрыть потенциал и улучшить социальную адаптацию. Диагностика, проведенная нашими врачами и психологами, а также медикаментозное лечение и психотерапия помогут вашему ребенку справиться с трудностями. Клиника расположена в п. Отрадное (г. Красногорск). Записаться на прием, узнать цены на услуги и консультации можно по телефону или через форму связи — они размещены на сайте.
Терра Пи