- Агрессия по отношению к людям и животным. Например, запугивание, угрозы или попытки запугать других, принуждение к сексуальной активности, физическая агрессия.
- Уничтожение имущества. Ребенок намеренно ломает или повреждает чужое имущество или намеренно поджигает - не для развлечения (например, костер), а для причинения вреда.
- Обман, ложь и воровство. Ложь, чтобы избежать неприятностей или обязательств. Кражи в магазине.
- Серьезные нарушения правил. Например, отсутствие всю ночь дома без разрешения или против воли родителей, неоднократные систематические побеги и прогулы школы.
Важно вовремя обратиться за помощью к специалистам при появлении признаком проблемного поведения у ребёнка. Психолог поможет выявить причины возникновения такого поведения, подскажет необходимые изменения в структуре взаимодействия с ребёнком, направит к смежным специалистам для более глубокой диагностики и выявления возможных отклонений.
В работе со сложностями поведением психологи прежде всего будут искать причину этого поведения. Для этого необходима диагностика как семейной системы, так и социального окружения, чтобы выявить возможные внешние причины. Специалист учит ребёнка распознавать свои эмоции, справляться со стрессом, контролировать импульсивность и гнев. Вместе они подбирают приемлемые способы взаимодействия в социуме и способы самоподдержки. Для детей младшего возраста обычно подходит Арт-терапия, различные виды Игровой терапии. Для детей от 10 лет и подростков эффективна Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Но в любом случае выбор подхода будет опираться на индивидуальные особенности ребёнка или подростка.
Отдельный важный момент — это работа психолога с родителями. Выявляются дезорганизующие факторы, паттерны поведения родителей, которые могу провоцировать или поддерживать сложное поведение ребёнка. Внедряются новые более адаптивные способы взаимодействия. Часто необходима помощь семейного психолога, так как в процессе перестройки семейная система становится особенно хрупкой.